Зачем реформировать экономику страны
Экономическая теория - это не сухая наука графиков и цифр, как может иногда показаться. Она складывается на базе большого количества наблюдений и аналитики экономических событий разных государств. Эксперты изучают особенности каждой ситуации, вычленяя определённые закономерности, которые имеют свойство повторяться. Это даёт понимание эволюционных процессов в экономике и позволяет правительству управлять рисками в масштабах целой страны.
Теория эволюционных циклов, применяемая в экономической науке, говорит нам о том, что периоды кризисов сменяются периодами интенсивного роста, а потом всё снова повторяется. Именно эта динамика обеспечивает непрерывное экономическое развитие как на мировом уровне, так и на уровне национальной экономики любой отдельно взятой страны.
Правительство инициирует реформы в разных направлениях государственной деятельности, чтобы ускорить разрешение кризисов и вывести страну на новый уровень экономического развития. Эксперты подсчитали, что в 2025 году Россия перейдёт в «новую эпоху реформ». Этот переход обусловлен как внутренними потребностями страны, так и внешними стимулами.
Действующая ранее модель экономического роста, основанная на масштабном вливании бюджетных средств, уже себя исчерпала. Плюс внешнеполитическая ситуация – международная изоляция, с которой в данный момент столкнулась Россия, инициирует изменения экономической стратегии. Не будем забывать и о том, что на мировой арене за последнее время произошли существенные сдвиги, что тоже стимулирует правительство к масштабным реформам.
Чего ждать в ближайшем будущем
Если говорить о том, какие именно реформы ждать в России в ближайшее время, то аналитики прогнозируют нам скорое обновление политической элиты, что должно поспособствовать улучшению международных отношений со странами Запада и США, снижению сложившегося в настоящий момент высокого уровня конфронтации. Не стоит ждать от этих мер полного снятия напряжённости, но определённое снижение внешнеполитического давления вполне реально. При этом смена политической элиты вряд ли будет сопровождаться кардинальной перестройкой политических институтов в нашей стране, поэтому ждать революций не стоит.
Следующим этапом начнётся основной пул экономических реформ, связанных с сокращением функции государства в управлении значимыми предприятиями и переход государственной собственности в частную. При этом ожидаемы изменения в системе налогообложения, а также перераспределение налоговых поступлений между региональным и федеральным бюджетом в пользу регионального. Это означает, что ключевую роль в развитии экономики страны будут играть именно регионы.
Польза или риски?
Казалось бы, польза реформ очевидна, но у глобальных трансформационных процессов есть и «обратная сторона медали». Так, масштабные экономические реформы, помимо финансовых вливаний, требуют больших интеллектуальных, политических, технических и административных ресурсов, которых часто не хватает. Экономический рост почти всегда сопровождается ростом инфляции, падением национальной валюты, кризисом на рынке труда, перенаселением городов, увеличением налогов и экономического давления на бизнес. Кроме того, реформы часто вызывают социальное напряжение в обществе...
Тем не менее, именно курс на реформы даёт шанс стране выйти на новый виток экономического развития. Согласно национальным приоритетам России, изложенных в мартовских указах президента, наша страна к 2030 году по объёмам ВВП должна войти в четвёрку крупнейших мировых экономик, обогнав Японию и Германию. Без реформ ключевых областей экономики это сделать не представляется возможным, поэтому в ближайшие 15 лет Россию ждёт множество перемен.