За последние несколько лет банковская сфера перешла на качественно новый уровень обслуживания клиентов, кибербезопасности и эффективности проведения финансовых операций. Триггерами послужили такие факторы, как развитие искусственного интеллекта, новые технологии, обновление нормативно-правовой базы, внешнеполитическая ситуация, а также экономические вызовы (рекордный рост ключевой ставки), с которыми банкам приходится справляться, перестраивая свои стратегии на ходу.
Кибербезопасность
В 2024 году российская банковская сфера оказалась под огнём мощных кибератак, невиданных ранее.
Представители Сбербанка, например, сообщают, что они впервые столкнулись с кибератакой, которая производилась с вовлечением 62 000 устройств из разных стран мира, длилась 13 часов и вызвала сбои в работе онлайн-сервисов и мобильных приложений. Об агрессии со стороны киберпреступности в этом году также высказывались в ВТБ, Росбанке, Альфа-банке, Газпромбанке, Райфайзенбанке и др.
Киберпреступники используют самые современные технологии, чтобы взломать системы защиты банка и похитить финансовые средства его клиентов. Они применяют искусственный интеллект для создания фишинговых рассылок («письма-крючки»), прохождения аутентификации по поддельным данным клиента, а также рассылают вредоносные программы для нарушения работы банковской системы. Новые виды мошенничества возникают чуть ли не каждый день.
Набирающие рост возможности злоумышленников компенсируются ростом возможностей разработчиков антивирусного программного обеспечения. К счастью, усилия банков по борьбе с киберпреступлениями не напрасны – они позволяют обеспечить защиту пользователей и стабильную работу внутренних сервисов. В связи с этим, кибербезопасность в банковской сфере в ближайшие годы будет одним из приоритетных направлений развития.
Искусственный интеллект (ИИ)
ИИ стал триггером серьёзных изменений в банковской сфере, позволяя автоматизировать бизнес-процессы, персонализировать работу с клиентами и противостоять мошенничеству. Кроме того, развитие ИИ снижает потребности в операционном и обсуживающем персонале. Помимо задачи автоматизации, ИИ, возможно, изменит саму структуру банковских услуг: ИИ помогает быстро внедрять новые банковские услуги, и создавать финансовые отчёты под индивидуальные потребности клиентов. Потенциал применения ИИ в банковской сфере огромен.
Конечно, внедрение ИИ несёт определённые риски со стороны безопасности, т.к. новые технические решения могут сопровождаться ошибками и иметь уязвимости. Именно поэтому внедрение ИИ-решений происходит постепенно, с учётом всех сценариев последствий для клиентов, сотрудников и системы банка в целом.
Блокчейн-технологии
Термин «блокчейн» в переводе с английского означает «цепь из блоков», что и является сутью технологии, с помощью которой можно безопасно хранить и передавать данные, доступные для всех участников закрытой сети. В банковской сфере эта технология обеспечивает безопасность передачи данных, повышает эффективность за счёт снижения операционных затрат. Недавно «Сбербанк» писал о том, что в России реализована первая сделка по заключению смарт-контракта на блокчейн-платформе.
Перспективы
Цифровые технологии стремительно набирают обороты в сфере финансов, задавая новые стандарты безопасности и управления данными пользователей. Развитие мобильных приложений, создание персонализированных услуг и стремление к гибкости в коммуникациях с пользователем создают новые вызовы и возможности для развития всей банковской отрасли. Способность банков адаптироваться под быстрые изменения цифровой среды будет ключевым, определяющим фактором их успеха в будущем.