Начиная с 2021 г., в России формально введена прогрессивная шкала НДФЛ. Она призвана более справедливо распределить налоговое бремя, чем плоская шкала: выше налоги должны платить те, у кого выше доходы.
Сейчас прогрессивное налогообложение применяется в большинстве цивилизованных стран мира и позволяет не только собрать в казну больше налогов и направить их, например, на социальные программы, но и снизить бедность и неравенство доходов в обществе. Так, например, подоходный налог в Швеции может достигать 70%, в Дании – 65%, в Австрии – 55%.
В России налог на доход физического лица сейчас номинально составляет 13%, а по факту – около 30%. Такой эффект объясняется тем, что налог взимается с валовых доходов, в т.ч. с доходов ниже прожиточного минимума.
В связи с этим в феврале 2024 г. президент РФ в послании Федеральному собранию высказался о необходимости проведения полноценной налоговой реформы в 2025 г. Поэтому уже в июне 2024 г. Минфином был предложен проект преобразований, в основе которого концепция прогрессивной шкалы НДФЛ с пятью уровнями налогообложения от 13 до 22% в зависимости от размера доходов физических лиц (13% - при доходе выше 2,4 млн. руб., 22% - при доходе выше 50 млн. руб. в год).
Предполагается, что изменения (повышение суммы уплаты налогов) затронут 3% трудоспособного населения страны с высокими доходами. Повышенными налогами будут облагаться не только трудовые доходы, но и страховые выплаты, дивиденды, проценты по вкладам; доходы от продажи недвижимости, ценных бумаг и др.
Я, как и большинство моих коллег, считаю эти меры обоснованными несмотря на то, что возможны разные сценарии развития ситуации и, как при любой реформе, есть свои экономические риски. А риски заключаются в том, что в начале реализации вероятно временное сокращение доходов в бюджет за счёт снижения совокупной налоговой нагрузки на тех, у кого уровень дохода не превышает 2,4 млн., а это большинство населения России.
Есть вопросы по распределению собранных средств, ведь если налоги с богатых налогоплательщиков будут направляться в бюджет их региона, то разрыв между богатыми и бедными регионами будет только увеличиваться. Также возможен целый ряд среднесрочных и отдалённых последствий вплоть до снижения уровня ВВП. При этом большое значение на результаты реформы налогообложения всегда оказывает макроэкономическая ситуация в стране и готовность законодательной базы. Так, например, в демократичных странах прогрессивный налог эффективнее снижает неравенство, но плохо работает в станах со склонностью населения к неуплате налогов и слабыми законами.
Помимо озвученных выше ступеней и ставок, существует множество параметров системы прогрессивного налогообложения, которые способны значительно повлиять на результаты налоговой реформы и будущее экономики России. Об этом поговорим позже, по факту принятия правительством РФ соответствующих нормативных документов, которые дадут больше понимания о механизмах реализации налоговой реформы.